21.03.2021
Вот и закончилась первая неделя Великого поста. Это была нелёгкая неделя. Пост это всегда большой духовный труд, борьба с искушениями, попытки пересмотреть свою жизнь и сделать её лучше. На этой неделе мы четыре дня слушали Великий покаянный канон святаго Андрея Критского. Это грандиозное произведение рассматривает события Священного Писания через призму человеческой души. Дай Бог, чтобы Великий канон посеял в нас семя покаяния, придал сил для борьбы со страстями.
И вот теперь, заканчивая первую неделю Великого поста, мы подошли к празднику Торжества Православия.
Этот праздник был установлен в честь победы над иконоборческой ересью. Чтобы понять, как появилась эта ересь, надо обратиться к первым векам христианства. Это было время радостного принятия человечеством спасения, дарованного нам Спасителем. Церковь умножалась и росла. Но с другой стороны это было время духовных исканий и вопросов, на которые пока ответа не было. У неокрепшего в вере человечества не было духовного опыта и знаний. Не родились ещё многие учителя Церкви, которым предстояло этим знаниям научить. Ошибки и заблуждения проникали даже в среду высших церковных авторитетов, которые стали уводить за собой свою паству. Так появились ереси.
Чтобы преодолеть ереси, Святая Церковь стала созывать Вселенские соборы. На соборах были разрешены христологические споры, то есть споры о природе Христа, сотрясавшие Церковь в первые века её существования. На соборах также были выявлены и осуждены многие ранние еретики и их сочинения. Соборы заложили основы церковного права. И тот Символ веры, который мы теперь поём все вместе во время службы, также был принят на Вселенских соборах. Символ веры коротко излагает для нас положения православного вероучения. Мы должны его твёрдо знать и повторять, чтобы никакое ложное учение не вошло в наши души.
Последний же, Седьмой Вселенский собор был созван по поводу иконоборческой ереси.
Эта ересь зарождалась в Церкви давно. Многие христиане полагали, что, если видеть Бога человеку невозможно, то и изображать Его в любом виде запрещено. Это положение полностью поддерживал византийский император Лев III Исавр, который в 730 году запретил почитание икон. Началось уничтожение икон в храмах, а также мозаик, фресок и расписных алтарей. Это продолжалось при сыне и внуке Льва III Исавра, императорах Константине Копрониме и Льве Хазаре.
И лишь императрица Ирина, вдова Льва Хазара, усомнилась в правильности такого выбора. В это время как раз умер константинопольский патриарх, и Ирине удалось провести на эту должность своего ставленника Тарасия, который выступал за созыв нового Вселенского собора для решения вопроса об иконопочитании.
И вот 24 сентября 787 года Седьмой Вселенский собор был открыт. Он продолжался месяц и принял догмат о иконопочитании, текст которого следующий:
Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.
В честь победы над иконоборчеством и был установлен праздник Торжества Православия в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Помимо воспоминания о победе над иконоборческой ересью, этот праздник имеет для нас ещё одно значение: он напоминает нам о необходимости беречься от всяких ересей и ложных учений. Расколы, секты, разрушительные духовные практики, учения от разных харизматичных личностей преследуют нас по сей день. И, вспоминая о Торжестве Православия, мы должны трезвиться и укрепляться духом, чтобы не позволить увести себя на путь погибели.
После божественной литургии мы по устоявшейся традиции продолжили праздник чаепитием и дружеской беседой.