Святого архиепископа Фаддея в миру звали Иван Васильевич Успенский. Он родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Его отец и дед были священниками. У Ивана было две сестры и шесть братьев. В 1892 году, после окончания Нижегородской Духовной семинарии, Иван поступил в Московскую Духовную академию вместе со своим братом Александром. Другой брат, Владимир, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
Особенно сильное влияние на молодого студента оказал ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий). Это был очень светлый человек без напускной мрачности и излишнего аскетизма. Студенты тянулись к нему, потому что воспринимали его, как духовного отца, к которому можно всегда обратиться по духовным вопросам и получить от него поддержку. Конец XIX и начало XX века были непростым временем для страны. Искушения материального мира, влияние иностранной сугубо светской науки и культуры смущали души россиян. Они стояли перед непростым выбором между духовной и материальной стороной жизни. Принятие духовного сана требовало от человека немалого просвещения и духовной работы, чтобы противостоять искушениям, и свой выбор сделать сознательно. И архимандрит Антоний, как никто другой, мог оказать поддержку на этом пути.
Другим важным духовным наставником для молодого Ивана Васильевича был отец Герман, известный старец, подвизавшийся в Гефсиманском скиту неподалёку от Троице-Сергиевой Лавры. Иван ходил к нему в скит весьма часто. И однажды отец Герман спросил:
– А вы не идёте в монахи? Я, например, ушёл двадцати четырёх лет.
– Да нет, хотелось бы в учителя, а с сорока лет в священники. Священники ближе к пастве, они всё-таки и в домах бывают своих духовных детей, а монахи нет.
Учась в академии, Иван Васильевич вёл дневник, куда каждый день записывал свои размышления, но без лишних подробностей, чтобы не навредить читающему. Он уклонялся от товарищеских трапез с вином и картами, старался ограничивать себя в пище, выполнять все положенные молитвенные правила, боролся с искушениями и плохими помыслами. В глубине души он уже принял твёрдое решение не жениться. И однажды отец Антоний сказал ему:
– Конечно, вы будете монахом. У вас настроение такое.
В 1894 году Иван Васильевич представил кандидатскую работу "Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода". Оценив эту работу, преподаватели назвали его одним из четырёх лучших студентов курса.
18 января 1895 года Троице-Сергиеву Лавру посетил святой Иоанн Кронштадский. Иван Васильевич так описал это в своём дневнике: "За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил бы слабый ум... это было лицо ангела!"
В 1896 году Иван Васильевич окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 15 августа 1897 года он был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц - иеромонаха и назначен преподавателем логики, философии и дидактики в Смоленскую Духовную семинарию. 19 ноября 1898 года иеромонах Фаддей был переведён на должность инспектора Минской Духовной семинарии с исправлением обязанностей преподавателя Священного Писания в 5-м классе.
Начальству семинарии не нравилась ревность иеромонаха Фаддея, так как она обличала других. И его поспешили перевести на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую Духовную семинарию, где епископом был Антоний (Храповицкий). Здесь в 1901 году иеромонах Фаддей написал и защитил диссертацию на тему "Единство книги пророка Исаии", за которую ему была присвоена степень магистра богословия. Вскоре он стал инспектором этой семинарии, а ректором - архимандрит Андроник (впоследствии также новомученик).
В июне 1901 года в Уфе состоялось открытие епархиальных педагогических и певческих курсов для учителей церковных школ, куда иеромонах Фаддей был назначен преподавателем общей дидактики, Закона Божия и славянского языка. Ежегодное преподавание на курсах подвигло иеромонаха Фаддея написать "Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)" для учителей церковно-приходских школ, которые он издал в 1902 году.
15 марта 1902 года иеромонах Фаддей был возведён в сан архимандрита и назначен на должность инспектора Уфимской Духовной семинарии, а 8 сентября того же года - на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Здесь он каждое лето продолжал преподавать на педагогических курсах для учителей церковных школ Олонецкой епархии. Преподаватели курсов предлагали слушателям образцовые уроки по всем предметам церковно-приходской школы, которые тщательно анализировались с дидактической стороны. Все слушатели курсов должны были дать пробные уроки, которые также подробно разбирались.
Помимо этого, архимандрит Фаддей принимал активное участие в религиозно-нравственных чтениях, проводившихся в Братском Назарьевском доме в Петрозаводске. После каждого чтения он делал вывод, в чём чтение было удачным, в чём неудачным. И, участвуя в чтениях каждый год, он стал замечать, что в Братский дом приходит всё меньше и меньше слушателей. Пагубный дух века сего, жажда веселия, мысли о правах человека и борьбе за призрачную свободу развращали души людей, и отдаляли их от православной веры. Антицерковная пропаганда проникала в общество всё глубже. И вот уже губернская типография повысила плату за печатание "Олонецкий епархиальных ведомостей", главным редактором которых был архимандрит Фаддей. Однако, несмотря на все испытания, журнал продолжал выходить и продолжались чтения в Братском доме.
21 декабря 1908 года в городе Владимиро-Волынске состоялась хиротония архимандрита Фаддея в епископа Владимиро-Волынского. Жезл вручал архиепископ Антоний (Храповицкий). Находясь на высоком посту, владыка не оставлял своего попечения об учащейся молодёжи. Он активно участвовал в работе педагогических женских курсов. Одной из слушательниц этих курсов была Вера Васильевна Трукс, которая впоследствии станет помощницей и келейницей епископа. По окончании курсов он вместе со своими ученицами отправлялся в паломничество в Почаевскую лавру. И по-прежнему, ещё со времён учёбы в духовной академии, владыка вёл дневник.
В сентябре 1916 года епископ Фаддей был переведён на Владикавказскую кафедру в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина (Грановского). И именно на Владикавказской кафедре епископа Фаддея застал 1917 год. Он пробыл здесь до 21 января 1917 года, когда епископом Владикавказским был назначен Макарий (Павлов), который впоследствии уклонится в обновленческий раскол. Владыка Фаддей вернулся к исполнению обязанностей епископа Владимиро-Волынского.
После трагедии 1917 года и разрушения российской государственности Волынь оккупировалась попеременно немцами, поляками и петлюровцами. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил свою епархию и уехал за границу, и епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии. После захвата Волыни большевиками один из главарей отступающих петлюровцев добился встречи с епископом Фаддеем и предлагал ему вступить в ряды своей армии. Но владыка категорически отказался. 7 ноября 1921 года один из большевистских осведомителей донёс об этой встрече. Через несколько дней владыка был арестован.
Верующие многократно обращались с просьбами отпустить епископа. 5 января 1922 года его перевели в Харьков, а 9 марта освободили из харьковской тюрьмы с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири. Владыка отправился в Москву, где встретился с патриархом Тихоном, который возвёл его в сан архиепископа и назначил на Астраханскую кафедру. Однако из-за бюрократической волокиты в московском ГПУ он пока вынужден был оставаться в Москве. Как раз в это время началось изъятие церковных ценностей, а обновленцы захватили патриаршую резиденцию на Троицком подворье. Патриарх Тихон переехал в Донской монастырь и вскоре был арестован. Вскоре был арестован также архиепископ Фаддей. Вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) его перевезли в тюрьму города Владимира. Впоследствии митрополит Кирилл вспоминал:
„Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал:
– Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами.“
Выехать в Астрахань владыка сумел только в декабре 1923 года в самый разгар обновленчества. Представители так называемой "Живой церкви" захватили в Астрахани девять храмов и два монастыря и намеревались захватить все остальные. Архиепископ Фаддей приступил к активной борьбе с раскольниками. Личный пример его праведной аскетической жизни и сила его слова оказали немалое влияние на астраханцев. Раскольники отказались от затеи захватить все храмы, и стали искать примирения.
29 октября 1926 года был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Старгородский). В права заместителя вступил архиепископ Иосиф (Петровых). Одним из своих заместителей он назначил архиепископа Астраханского Фаддея, который в середине декабря выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к своим обязанностям. В Саратове его задержали и отправили в город Кузнецк, покидать который ему было запрещено. Лишь в марте 1928 года власти разрешили ему выехать из Кузнецка. Митрополит Сергий, освобождённый к тому времени, назначил архиепископа Фаддея в Саратов, а в ноябре 1928 года перевёл его в Тверь.
В Твери архиепископ Фаддей поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом. А в селе Пречистый Бор он снимал дачу и ездил туда, когда хотел поработать. Многие жители Твери, видя его праведную жизнь, приходили к нему за благословением, прежде, чем что-то предпринять. Всех приходящих он принимал с любовью, никому не отказывал, зная, что сейчас время скорбей, а кому, как не архипастырю утешать свою паству.
В 1936 году власти стали массово закрывать храмы. Когда отобрали Вознесенскую церковь, архиепископ перешёл служить в Покровскую. Когда отобрали и её, он стал служить за Волгой в храме иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" и в единоверческом храме на Волынском кладбище. Возил архиепископа на службу один и тот же извозчик Василий. После его смерти владыка ходил на службу через весь город пешком.
29 сентября 1936 года власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить. но владыка продолжал служить в последнем незакрытом храме за Волгой - храме иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".
Летом 1937 года начались массовые аресты. Было арестовано почти всё духовенство Твери и области. Священник села Ерзовка Митрофан Орлов после долгих и мучительных пыток в октябре 1937 года согласился подписать любые протоколы допросов, даже если там была клевета на архиепископа Фаддея. Свои показания против архиепископа давали также обновленцы.
20 декабря архиепископ Фаддей был арестован. Его поместили в камеру к уголовникам, которые издевались над ним и унижали его. Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лёжа под нарами, куда его заталкивали уголовники, он непрестанно молился. Однажды ночью главарю уголовников явилась Матерь Божия и грозно сказала:
– Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете.
Наутро он пересказал сон товарищам. Они бросились под нары, и оттуда их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они все просили у него прощения. С этого дня все насмешки над ним прекратились.
Через десять дней после ареста тройка НКВД приговорила архиепископа к расстрелу. Владыка был казнён около часа ночи 31 декабря 1937 года. Существует неподтверждённая информация, что озлобленные палачи, вместо расстрела, утопили его в яме с нечистотами.
2 января 1938 года около четырёх часов дня тело владыки на санях перевезли через замёрзшую Волгу к Неопалимовскому кладбищу, как раз туда, где он служил последние годы. На кладбище в это время были две женщины. Они спросили:
– Кого это вы привезли?
– Фаддея вашего привезли, – ответил один из сопровождающих.
Тело владыки было завёрнуто в брезент, но в выкопанную неглубокую яму его опустили в нижней одежде.
Весной после пасхи 1938 года женщины раскрыли могилу и переложили тело архиепископа в простой гроб. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На могиле был поставлен крест и сделана надпись. Но вскоре всё было уничтожено властями. В дальнейшем был разрушен храм иконы "Неопалимая Купина" и большинство памятников на кладбище. Место захоронения архиепископа Фаддея было потеряно.
26 октября 1993 года честные мощи архипастыря-новомученика были обретены, и сейчас они находятся в Вознесенском соборе города Твери.