„Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.“
Исх 3:5
„Не унывайте,
Христос ведь с нами.“
Сщмч. Фаддей

10.04.2021

Поездка в Красный Холм

10 апреля 2021 года группа прихожан храма святого Фаддея побывала в Красном Холме. Всего нас было три человека: администратор группы ВКонтакте «Восстановление храмов Тверской области» (https://vk.com/vosthramtverob) Андрей Потапчик, заместитель руководителя молодёжного добровольческого объединения «РеставросЪ» (https://vk.com/dom_restavros) Павел Дементьев и помощник настоятеля по информационной работе Дмитрий Пантелеичев.

Вначале мы осмотрели сам город Красный Холм. Это название оказалось не случайным: город действительно расположен на холме. Первая же доминанта, которая бросается в глаза гостям города – высокая колокольня, единственное сохранившееся сооружение от утраченного ныне Троицкого собора.

Этот собор существовал на месте деревянной церкви во имя Преображения Господня, первые достоверные известия о которой относятся к началу XVI века, ко времени правления князя Московского Иоанна III.

В 1713 году на месте деревянного храма был построен каменный холодный собор во имя Преображения Господня, а в 1724 году – каменный тёплый собор во имя Живоначальной Троицы. К середине XIX века этот собор сильно обветшал, и на его месте был построен новый, освящённый в 1846 году.

Мысль о строительстве колокольни возникла у граждан сразу после постройки собора. В 1864 году было составлено прошение об этом. Однако целых одиннадцать лет прошло, прежде, чем было получено разрешение на строительство. Построена она была на народные деньги в рекордно короткий срок – за пять лет.

Троицкий собор разобрали в 1930 году, использовав белый камень собора для строительства кинотеатра в Красном Холме. Более счастливой оказалась судьба кладбищенской церкви в честь святителя Николая. Советская власть часто щадила кладбищенские храмы, расположенные вдалеке от центральной части города. Поэтому Никольская церковь дожила до наших дней.

На кладбище, расположенном рядом, были замечены два интересных захоронения. Одно из них принадлежит Александру Ивановичу Мясникову (XIX век), родоначальнику династии Мясниковых. Это знаменитая династия потомственных врачей. Известный сегодня врач, общественный деятель и автор книг о здоровье Александр Леонидович Мясников относится к этой же династии.

Другая интересная могила принадлежит купцу первой гильдии, старшине общественного собрания и церковному старосте Василию Матвеевичу Бородавкину (старшему, 1821-1881). Это представитель самого знаменитого местного купеческого рода Бородавкиных. На его средства была расписана живописью Никольская кладбищенская церковь. Он был инициатором строительства Владимирского собора, который, к сожалению, теперь утрачен – на месте собора располагается дворец культуры. Вообще купцы Бородавкины были главными благотворителями города и Николаевского Антониева монастыря. И именно в этой купеческой семье 29 декабря 1878 года родился будущий новомученик Сергий (Сергей Матвеевич Бородавкин), которому предстояло пострадать за веру и принять мученическую кончину в 1938 году. На архиерейском соборе 2000 года Сергий Бородавкин был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Осмотрев город, мы отправились в Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Настоятель иеромонах Силуан сначала показал нам фильм о монастыре, затем провёл интересную и познавательную экскурсию по обители.

Основание Николаевского Антониева монастыря относится к 1461 году. Это было время правления великого князя Московского Ивана III Васильевича. Ещё существовало независимое Тверское княжество, которому лишь спустя 24 года, в 1485 году, предстояло войти в состав Московского государства.

Согласно монастырской летописи, основателем монастыря является святой преподобный Антоний Краснохолмский. Летопись сообщает, что он пришёл в пределы города Городецка Бежецкого Верха (ныне город Бежецк) из «страны, называемой человеческими словами Белозерской». Очевидно, имеется в виду Кирилло-Белозерский монастырь. Летописец точно указывает дату появления Антония в пределах Городецка – 6969 год от сотворения мира, то есть 1461 год от Рождества Христова. Проходя через земли, принадлежащие боярам Нелединым, старец занемог. Получив в скором времени по Божией милости чудесное исцеление от болезни, преподобный Антоний решил провести свою жизнь в молитвенном уединении в этих местах, выбрав живописный и безлюдный уголок при слиянии рек Неледины и Могочи.

Благочестивая жизнь преподобного Антония привлекла к нему людей, некоторые из которых оставались жить с ним. Так было положено начало монастырю. Последним делом в земной жизни преподобного Антония стала закладка Никольского собора (6989 г. от сотворения мира или 1481 г. от Рождества Христова). Не дождавшись окончания строительства собора, Антоний скончался и был погребён братией где-то на территории монастыря.

Время расцвета обители пришлось на XV-XVI века. Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы. В Смутное время (начало XVII в.) обитель была разорена, но быстро восстановила свои силы. После революции 1917 года монастырь был закрыт, и в 1930-х годах многие его сооружения были разрушены.

Тем не менее, сохранившиеся постройки хоть и находятся в сильно повреждённом состоянии, но всё же достаточно прочны, и их ещё можно восстановить. Поэтому Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь должен стать одним из приоритетных объектов для добровольцев, занимающихся восстановлением храмов. Этот монастырь уникален сочетанием древности и сохранности: среди монастырей эпохи Тверского княжества он дошёл до нас в наиболее сохранившемся состоянии. Никольский собор, от которого в настоящее время осталось три стены, является вторым по древности храмом Тверской области (после церкви Рождества Богородицы в Городне). Сейчас этот собор закрыт деревянными реставрационными лесами.

Другой интересной особенностью монастыря является личность самого преподобного Антония. Известно о нём мало. По видимому, он никогда не был официально канонизирован. По крайней мере, данные об этом нигде не найдены. Он почитался «усопшим подвижником», скорее всего, только в основанном им монастыре. В месяцесловах до конца XVIII века его имя не упоминается. Память его совершается 17 (30) января в день памяти преподобного Антония Великого, вероятно, по аналогии имени и подвига, а также в соборе Тверских святых, в первое воскресенье после 29 июня (12 июля), после праздника первоверховных Петра и Павла. Почитание же Антония Краснохолмского, как преподобного, начинается не ранее конца XVIII века. Итак, преподобный Антоний является примером святого, почитание которого долгое время было лишь местным, и уже потом стало общецерковным. Многим паломникам, изучающим местночтимых святых, история почитания преподобного Антония, была бы весьма интересна.

Последним пунктом нашей поездки стала церковь Зосимы и Савватия Соловецких в деревне Слобода. Это храм конца XVIII века (1797 год) с хорошо сохранившимися оригинальными фресками и очень красивой оригинальной входной аркой, какие редко можно встретить в других храмах.

Поблагодарив отца Силуана, мы отправились домой.